Подходит к концу год, и я потихоньку начинаю подводить итоги. Оглядываюсь и вижу, что еще пять лет назад я была человеком, у которого не только не было времени на творчество, но даже не было своего письменного стола. Мои замыслы пытались вместиться в крошечные обеденные перерывы, просочиться в вечернее время у компьютера – в общем, им приходилось довольствоваться самыми скромными частями дня, когда энергии у меня меньше всего.
А сейчас, в декабре 2020-го, у меня полный календарь любимых дел, новая книга и два рабочих стола.
Если вы носите в себе какой-то творческий замысел, идею, хотите выразить себя, я предлагаю начать с того, чтобы создать время. Я специально пишу “создать”, а не “найти”.
Искать время, когда у тебя насыщенная жизнь, дети, муж, работа, дом – это обреченная затея. В этих поисках можно быстро разочароваться: время так и не найти, а вместе с ним потерять свои творческие надежды.
К тому же, по моему опыту, нам часто не хватает не времени, а внимания.
Поэтому я считаю, что место для творчества в жизни стоит создать собственноручно. Это, например. значит, что воскресным вечером, когда вы планируете следующую неделю, внести в ежедневник среди встреч, консультаций и списка покупок 30 минут с пометкой “Я пишу”, или “Я фотографирую”, или “Я монтирую” и так далее. И на грядущей неделе придерживаться этого распорядка.
30 запланированных минут и 30 случайных минут отличаются качеством нашего внимания.
Я знаю, как нелегко бывает позволить себе это. Как я могу заниматься тем, что важно только мне, если мне нужно водить детей на кружки, сдать проект, убраться в доме и приготовить ужин? Если я займусь собой, меня не поймут или, еще хуже, перестанут любить.
Так думала и я. Но вот я представляю своих близких и друзей. За что я люблю их? Если честно, то именно за то, как много они для себя значат. Как они не бросают и не предают себя, какие они сильные и творческие.
Когда мы верны себе, нас любят. С человеком, который выбирает быть преданным своим замыслам и проявляться, интереснее быть в отношениях. И ничего страшного, если он не приготовит ужин из трех блюд.
Когда мы создали время, надо создать пространство для творчества.
Я не ожидаю, что я сяду за стол – и сразу начну творить. Мне сперва нужно замедлиться. Дать себе время войти в этот процесс.
Раньше я думала, что мое творчество – как Черное море. Зашла – и вот уже глубина, и вода теплая. Но мой творческий процесс скорее похож на Северное море. Это море с длинной территорией прилива. Оно холодное, колючее, не такое уж и чистое у берега. Я иду, иду – а оно все по колено. А потом опять по голени, вот уже по пояс и – опять по колено. Пока иду, волны меня сбивают, расшатывают. Но потом дохожу до глубины и – наконец – можно плыть. Зная об этом, я даю себе время пройти все волны.
Иногда творческие дела требуют и некоторых церемоний. Как если бы вы шли на свидание: чтобы всем было красиво, нужно и нарядиться, и уложить волосы, и выбрать заранее ресторан, позвонить туда, забронировать столик.
Что мне поможет? Кто-то слушает музыку, кто-то перечитывает свои черновики, кто-то – произведения, после которых хочется писать свое. Кому-то помогает обсудить замысел с коллегой или подругой, а кому-то – посидеть в тишине. Мой знакомый поэт Фазир Муалим, когда ему не пишется, готовит стол: раскладывает блокноты, ручки, ставит цветы: чтобы, когда муза пришла, ей понравилось.
Чтобы жить творческой жизнью, важно знать себя и то, что работает именно для вас.
Когда время и пространство создано, я как будто прыгаю с вышки в бассейн.
Я знаю, что, чем дольше я буду переминаться с ноги на ногу, заглядывать вниз, поворачиваться к выжидающим лицам окружающих, взвешивать, стоит ли мой проект того, чтобы начинать, морально готовиться, тем сложнее шагнуть. Все ждут: когда она уже прыгнет? А я стою – и не могу.
Что я делаю? Если я знаю, что это мой замысел и мой путь, сразу шагаю. И смотрю, куда меня несет. Отправляю текст в издательство, нажимаю на кнопку “опубликовать пост”, покупаю билет на конференцию по сторителлингу. Выбираю сделать шаг – а потом обнаружить, что я уже в воде. Я знаю, что, если я там окажусь, я себя не подведу.
Бывает так, что, чтобы что-то сделать, нужно сначала внутренне измениться. Но куда чаще все наоборот: чтобы внутренне измениться, нужно что-то сделать. Сначала действие – а потом, благодаря ему, все эти новые нейронные связи, опыт, перестройка мышления. И перестройка жизни.
Создав время и пространство для творчества, важно найти необходимую поддержку. Нет ничего зазорного в том, чтобы обращаться за помощью к друзьям, ментору, терапевту, коллегам. Моя подруга психотерапевт Виталина Скворцова-Охрицкая любит говорить: “Сама – не значит одна”.
Попросить кого-то послушать твой замысел бывает трудно. Кажется: а вдруг у меня замысел не очень – и человек во мне разочаруется? Но перестать так фокусироваться на себе – ценнейшее приобретение. Когда мне нужна поддержка, я пишу:
Лена, у меня идея новой книги, мы можем созвониться?
И как правило подруга отвечает:
Конечно. Тебе удобно завтра вечером?
Если поначалу хочется подстраховаться, можно сказать: “Пожалуйста, учитывай, что это пока что сырой материал. Не давай мне советы, потому что сейчас мне это помешает. Но я была бы рада, если бы ты ответила на мои вопросы”.
Когда-то меня поразила мысль, которую я прочла у одного психолога: “Воля – это умение переключать внимание”. И все! Только это.
С тех пор я тренирую волю: перенося фокус внимания с себя на читателя. Перенося фокус внимания со страха на дело. Перенося фокус внимания с “одна” на то, что подпитывает мои замыслы.
*Друзья, я написала этот пост по мотивам прямого эфира, который проводила в своем инстаграме в честь дня рождения сайта. Если вам хочется оставаться в этой теме, вы можете посмотреть или послушать полную версию этого эфира.
А кроме того, я хочу подарить вам обои, которые можно установить на экран своего телефона, чтобы напоминать себе о творческой жизни.
Текст на них – мой. А визуальное воплощение – фотографа и дизайнера Елены Хлоповой.
Фотографии, использованные в этом посте, сделала у меня дома Алиса Лутченкова