Задача: объяснить магию
Лотта Гесс начинала как поэтесса, но позже попробовала себя в прозе. Ее проза тронула меня, и я написала рецензию на один из рассказов Лотты «Озерное время».
Рассказ этот показался мне законченным и «покрытым лаком». И не столько Лотте Гесс нужно было чему-то учиться, сколько нам можно было поучиться у Лотты. Поэтому моя рецензия была попыткой объяснить, как создается та особая реальность, в которую попадаешь, читая «Озерное время».
В ответ Лотта Гесс написала отзыв о моей работе и том, как она повлияла на ее следующие шаги в прозе.
Отзыв Лотты Гесс:
“Когда я впервые прочла этот отзыв на свой рассказ, я не смогла на него словесно отреагировать. Так, чтобы эта реакция была объективна, адекватна. Какая уж тут адекватность, если просто сидишь и рыдаешь. Будто читала о другом человеке – интересном, неординарном, удивительном. О писателе, все произведения которого немедленно захотелось прочесть. Слишком ли я строга к себе (а для писателя этого никогда не бывает «слишком»), слишком ли недоверчиво отношусь к собственной способности сделать что-то хорошо (а вот это – пожалуй), но меня морозило при мысли, что все эти продуманные, прочувствованные, прекрасные слова – обо мне. Потому, что после них не писать – нельзя, это будет не только грех, а просто какое-то преступление перед человечеством. Серьезное)
Когда я пишу, я полностью погружаюсь в создаваемую реальность. Когда редактирую – выпадаю из нее и сталкиваюсь с собственным бессилием, безъязычием, ничтожеством. Возможно, это похоже на психическое заболевание.
А потом я рассылаю написанное своим друзьям и лечусь их добрыми отзывами. Но рецензия, написанная Екатериной Оаро, это совсем другой случай. Это не то, что снимает симптомы, а то, что лечит причину душевной (Духовной?Умственной?) болезни неуверенного в себе начинающего писателя.
Хорошая рецензия – отдельное, самостоятельное, самоценное произведение. Катя прекрасно это знает и воплощает это знание на бумаге.
Я по-настоящему благодарна всем моим друзьям за «Ой, как здорово» и «Пиши еще». Но когда мне разъяснили – почему именно это здорово и зачем писать еще, я стала лучше понимать себя, ориентироваться в своем «богатом (особенно на всякого рода кошмары) внутреннем мире». И разъяснили мне эти вещи языком удивительным – академически грамотным и вдохновенно свободным одновременно.
Эта рецензия для меня – великая честь. Я счастлива, что она есть, что она написана обо мне. В ней выражена вера в меня, и она, конечно, требует большой ответственности с моей стороны, стороны, которую мне по слабости характера, хотелось бы видеть маленькой и безответственной.
Получив этот отзыв, я получила самое важное. Люди называют это по-разному – стимул к творчеству, вдохновение, заряд деятельной энергии.
Результатом стали новые рассказы, продолжение заброшенной повести, даже сценарий для детского аудио-спектакля. И я надеюсь, что это еще не все.
Я думаю, так и должно происходить, если твой читатель – писатель. Удивительный, неординарный, интереснейший писатель и человек”.