Мне пришел неожиданный и интересный вопрос. Вот он:
«Я понимаю, что это глупо, и знаю ответ, но мне нужно услышать это вслух (и, видимо, не один раз, судя по тавтологии). Мы все знаем про сублимацию, в том числе на собственном опыте. И общеизвестный факт, что лучшие творения и бла-бла-бла создавались, когда человеку было плохо. А что в семейной жизни, когда все хорошо, тоже можно творить?»
Делюсь своим мнением на этот счет и надеюсь, что оно в чем-то резонирует с вашим. Высказывайтесь, пожалуйста, в комментариях!
Начну с того, что, мне кажется, не все лучшие творения создавались, когда человеку было плохо. Конечно, в горе и необходимость писать усиливается, и чувства острее, и сострадания больше, а все-таки есть замечательные книги, повести, стихи, написанные, наоборот, от избытка радости, от изумления перед миром. Я думаю (и мне очень интересно, а как думаете вы?), что есть люди, садящиеся за стол, когда им больно, есть — те, кто садится, когда их переполняет, например, любовь, а есть — те, кто садится и тогда, и тогда, и во все времена. Мне кажется удивительным путешествием учиться писать в самые разные моменты своей жизни. Стиль меняется, рассказчик меняется — все это рождает новые идеи, а они — новые тексты.
Второе. Одно дело написать стихотворение — это можно сделать и за час, и за день (то есть на одном чувстве), — а другое — роман. Роман создается так долго, что любая боль поутихнет, желание успеет много раз уснуть и проснуться и так далее. Если опираться здесь только на боль, то мало какой боли хватит… Все говорят, что писать прозу — такой огромный труд. И, как в любом труде, человеку нужна хорошая мотивация и самые разные силы. Я думаю, произведение становится интереснее, когда автор пишет и переписывает его в течение долгого времени и в самые разные свои состояния.
А третье — о семье. Мне казалось, что я знаю браки, где все хорошо. Все смотрят на них и нарадоваться не могут. Но когда сближаешься с людьми, открываешься им, то оказывается, что у всех есть очень жесткие испытания, каждый ведет борьбу, о которой мы ничего не знаем, и со временем спектр чувств все расширяется, оттенков становится больше и больше. Если вспомнить, то даже у Петра и Февронии редко были спокойные времена 🙂 У меня пока небольшой стаж в этом деле, но я уже чувствую, что брак питает творчество (хотя, конечно, иначе, чем одинокая жизнь). Например, в моем браке я неожиданно и больно столкнулась лицом к лицу с собственным эгоизмом. И вот, желая сохранить брак, ты разматываешь, разматываешь эту цепочку — чего я не вижу? как это чувствует другой.. И вдруг открывается, что другой — это целая вселенная, а таких вселенных вокруг — множество. Без этого опыта я не могла написать достоверный характер в повести, а задача «чтобы герой изменился на протяжении произведения» казалась мне какой-то фантастической, я даже не понимала раньше, как к ней подступиться. Сейчас, как раз благодаря браку, я чувствую, что приблизилась к ней, потому что пережила изменения сама и увидела, как многогранны люди. И это только один пример. Мне кажется, в браке все вынуждены взрослеть — и взрослеть так, как не повзрослеешь в одиночку — а это делает и творчество более зрелым. И думается мне, что легких браков не бывает, но что это того стоит — и для жизни, и для творчества.
И последний аргумент, самый простой: у многих писателей были семьи. А многие произведения даже посвящены женам или мужьям, без которых они не были бы написаны.
(Первая иллюстрация: inspire-writing.org
Вторая: tamuscience.com)
View Comments (13)
Имхо, это от жанра сильно зависит. Для многих жанров надо пережить свою "болдинскую осень", или даже острог.
Это для каких таких жанров?
Например, жанр записок из мертвого дома (хотел здесь смайл поставить, но тема невеселая).
Но ведь жанр здесь - записки, и, чтобы овладеть этим жанром, не обязательно вышеназванное. А мертвый дом, острог - материал.
Я ж в этом деле неграмотный.
А тюремный роман - тоже не самостоятельный жанр, а лишь часть жанра "роман"?
Роман - это жанр, а тюремный - "вид" :) это ведь всего лишь тематика, а принципиального различия в структуре нет.
Но если Вам удобнее разделять, можно разделять. Однако мне кажется, что это уводит нас от вопроса в посте.
убедительно! правда.
просто, у меня опыт ограничен тем, что когда хорошо, ничего больше делать не хочется, кроме быть в этом "хорошо". хотя я помню, что и в том состоянии мне хотелось-таки из этого "быть" что-то делать. помню даже я как-то предвосхищала, что это "быть" (с кем-то) будет другим, ещё ярче что ли, богаче, от того, что я смогу реализовывать своё, дай Бог, творческое призвание. только вот, проверить не успела...
надеюсь, ты понимаешь, что я тут накомментировала:)
да, понимаю! мне кажется, в этом как раз радость быть взрослыми - в том, что опыт можно сознательно создавать. ты не замечала, что, в принципе, вообще все возможно, если держать это в уме и прикладывать к реальности?
(надеюсь, ты понимаешь, что я тут накомментировала:) )
Замечала:) знаю и верю, даже если не прикладывать к реальности:) но это я о другом, а так да, мне многое в литературном творчестве сейчас хочется приложить к реальности!
Это у тебя специально ЖЖ такой, словно на машинке печатаешь ("лист" вниз опускается)?:)
Наверное, специально...)))
А ещё я подумала, и чего я парюсь, до счастья ещё далеко:))
Мне кажется, ты мудро готовишь сани летом, чтобы потом долго не запрягать, а ехать с улыбкой )
Я думаю, писать хорошо можно, имея определённый опыт и счастья, и страдания. Касательно же конкретно работы над текстом - я с трудом пишу, когда у меня плохие времена, на полноценную работу просто нет сил, душа пуста и черпать из неё нечего.