Не знаю, как вы, а я в музеях всегда застываю над письмами и рукописями. Очень радуюсь, когда могу прочесть все. Публикую подборку черновиков и рукописей писателей.
Рукопись «Приглашения на казнь» Владимира Набокова. По-моему, в том, как устроена эта рукопись, уже есть ключ к роману. «Чтобы разобрать текст целиком и полностью нужно не просто уметь вычитывать, нужно чувствовать писателя» :))
Рукопись «Бесов» Достоевского. Медики разбирают ее с профессиональным интересом и диагностируют, кстати, «гиперграфию, наряду с использованием минимального свободного пространства, навязчивым почерком и проявлениями чрезмерной религиозности (рисунок церкви, трансформация слова “Rachel” в “Raphael”)».
«Август — астры» Марины Цветаевой:
Пушкин, «Полтава». К вопросу о том, как «легко» писал Пушкин. Сразу на чистовик и без испралений, да-да:
«Поэма без героя» Анны Ахматовой:
А вот черновик «Мадам Бовари» Флобера. Эта книга принесла Флоберу известность во всем мире, но сам автор, когда закончил ее, написал в письме другу: «А я, увидев свое произведение напечатанным, окончательно отупел. Оно показалось мне банальнейшим из банальных. Я нахожу в нем одни пороки. В буквальном смысле слова. Это большой просчет, и успех книги должен быть колоссальным, чтобы заглушить голос совести, которая кричит мне: «Неудача!»
Успех книги был колоссальным.
А вот почерк Джона Рональда Руэна Толкина. Ничего не напоминает?
И рукопись Даниила Хармса, чьи письма так полюбили читатели моей рассылки по понедельникам:
*
Сонет Федерико Гарсиа Лорки. Даже не знаю, что здесь написать, разве что признаться в любви 🙂
Несгоревшая рукопись Гоголя:
Стихотворение Гете с прикрепленным листком дерева гинкго билоба.
«…Перечти мои творенья,
Сам я — двойственно един».
Рукопись с автопортретом Иосифа Бродского. Мотив Рождества по-бродски, мне кажется.
Эдгар Алан По. Чистовик.
Джэйн Остин:
Думаю, разобрав этот диалог, можно понять, кто его написал.
(Эрнест Хемингуэй, конечно 🙂 )
Вступительная работа во ВГИК Василия Шукшина. Я видела ее в музее в Сростках, и могу засвидетельствовать, что там внизу, и это не легенда, стоит двойка и написано, что сочинение не соответсвует теме. Все это зачеркнуто другой рукой, поверху стоит «отлично» и объяснение: у автора несомненный кинематографический взгляд — зачислить.
Франц Кафка, но это и так понятно.
Льюис Кэролл
Лев Толстой:
А вот так это выглядело бы в 2014-ом году :))
View Comments (12)
Бродский изобразил вовсе не Рождество (он бы не дошел до кощунства изобразить себя в яслях вместо Спасителя), это просто зарисовка его быта в ссылке в Норенской.
Мне это известно)
А Вам не под силу написать комментарий без не с первого раза :)))
Это у нас семейное: отца в молодости в шутку звали Мистер Нет (как и министра Громыко).
Кстати, обратил внимание на то, что среди писателей в Вашем посте нет ни одного писателя-врача, коих в России было пруд пруди. А именно у врачей, мне кажется, почерк самый необычный, почти всегда выдает профессию обладателя.
Вам лишь бы прицепиться, и скоро я Вас забаню :)
Пойду выпью йаду, что ли...
Надо будет продемонстрировать тебе как-нибудь блокнот программиста. На его страницах презабавная география, схожая с черновиками некоторых героев твоего поста.
Спасибо большое за подборку! Это и взаправду интересный аспект того, «как это всё ковалось»!
Это очень интересно, прикрепляй фотографию к следующему комментарию :)
http://imgur.com/a/pd2Z3
Интересно :) Там меньше информации или она предельно сжата?
Сжата, да. Кода из этого потом много вырастает, но его нет никакого смысла в блокнот писать. А вот концептуальные вещи и напоминания о местах, требующих особого внимания, приходится записывать и изображать постоянно. И в качестве компенсаторного механизма — рисование всяких «дудлов», иногда ими покрыты отдельные страницы. У меня довольно большой расход таких черновых блокнотов.
очень интересно)
мне у художников тоже зачастую черновики и наброски интереснее законченного. видно как думал, чем жил, вообще живого человека уши торчат))
кстати, в 2014 году я почти всегда начинаю с набросков на бумаге руками и для рисунков, и для текстов. карандашом проще думать, чем экраном - в компьютере всё сразу кажется слишком законченным и трудно относиться к этому, как к наброску, который ещё сто раз переписать можно.
Да, и я покупаюсь на эту удочку, даже когда это специально сделанное "нон-финито".
Мне вообще сложно представить, как художник может переместить этюдник в компьютер. Как?!
"Живого человека уши торчат" - верно сказано. Я на первом курсе когда-то писала курсовую по Гоголю, где сравнивала две редакции "Портрета", и все искала подходящее определение, а надо было написать: "Уши торчат"! :)