X
    Categories: Блог

«Воздух дрожит и очищается» — беседа с Сергеем Мурашевым

С Сергеем Мурашевым мы знакомы по Литинституту. Мы знали наизусть его певучий адрес: Архангельская область, Вельский район, село Малая Липовка… Знали, что он умеет класть печи и охотиться, а пишет так много, что на полу появляются после зимы впадины от ножек его стула. Он уже состоял в Союзе писателей — и все равно пошел учиться в институт на пять лет, начиная с первого курса. Разговариваем о его литературных вкусах.

1. Какого рода литературу ты любишь и почему?

Люблю настоящую литературу. Что это значит? Произведение должно иметь внутреннюю силу, жизнь. Читая такое произведение, часто не замечаешь фактических и стилистических ошибок, не обращаешь на них внимания. Они не так важны. Но, конечно, без хорошего исполнения тоже никуда. Когда исполнение хорошее – не замечаешь, что ты читаешь произведение литературы. Для меня важно, чтобы внутренняя сила произведения была от Бога. Итак, настоящая литература для меня – хорошо написанное произведение с внутренней силой от Бога. Другую литературу тоже надо читать, чтобы знать общий процесс развития. Любая литература может формировать, вдохновлять, радовать, но только настоящая научает любить.

2. Самые любимые книги. И главное — почему каждая из них?

Любимых книг, произведений, авторов много. Назову те, что пришли первыми в голову. Мне нравится «Тихий дон», притом, что перечитывал его полностью я раза два-три, не больше. Правда, перечитывать его много раз и нельзя. Прочитав, надо осмыслить, прожить. Уникальность «Тихого дона» в том, что Шолохов каким-то чудом сумел в характере героев, в их жизни, в поступках, в описании природы показать ниточки, которые тянутся к нам из далёкой древности, а потом немилосердно обрезаются ножницами войны и революции. Как без этих ниточек всё разваливается и разрушается. Роман Шолохова ценен тем, что он актуален и сейчас, и не просто сейчас, а каждую минуту. Страшно смотреть, как поднятая в то время на острее штыка русская цивилизация балансирует на этом острие и не падает. Вместе с ней балансирует и каждый читатель, сопоставляющий свои переживания с переживаниями героев.

Люблю «Капитанскую дочку» Пушкина. Эту повесть можно читать несколько раз подряд. И каждый раз наслаждаться стилем, лаконичностью, простотой повествования, неожиданностью сюжета. А, самое главное, удивляться абсолютному вкусу Пушкина, учиться этому вкусу.

Очень важны для меня стихи Николая Михайловича Рубцова. Читаешь их и чувствуешь, как воздух дрожит и очищается. Остаётся через эту чистоту заглянуть в глубину себя и мира.

3. Самые важные для тебя слова о творчестве, которые всегда с тобой и помогают тебе в трудные моменты. 

Слова нашего мастера в Литературном институте имени А.М. Горького Александра Евсеевича Рекемчука: «Мы самые счастливые люди, нам для работы необходимы только карандаш и листок бумаги». Неприятно, когда этого карандаша не оказывается. Ещё мне нравятся слова Николая Рубцова о поэзии: «И не она от нас зависит, а мы зависим от неё…». Мне кажется, так и есть, и не только при написании стихов.

4. Есть ли в твоей жизни какая-то интересная или удивительная история, связанная с книгами, писательством, библиотеками или подобным, которой можно поделиться?

В 2007 году у меня в г. Вельске Архангельской области вышла книжка маленьких рассказов для детей. Книжка вышла при финансовой поддержке отдела по вопросам семьи детей и молодёжи. Поэтому, совместно с районным отделом образования, мы решили провести конкурс среди школьников. Ребята вместе с учителями читали мою книжку, а потом кто-то из них проиллюстрировал один из рассказов, а кто-то написал сочинение. Некоторые рисунки оказались очень интересными. Один до сих пор на стене моего родительского дома в деревне. Это иллюстрация к рассказу «Бабушкино счастье». Рассказ небольшой, поэтому процитирую его, благо я помню его на память:

«Девятилетний Паша, внук Марии, которая сидит обычно на лавочке возле дома и в деревне не бывает, ходил по черницу за коровье пастбище.

Пришёл Паша из леса усталый-усталый, комарами, мошками весь искусанный. Губы и ладошки чёрные, волосы торчком. Но треть корзинки всё-таки насобирано.

Пришёл, значит, встал посерёдке комнаты и смотрит на бабушку. Посмотрел, посмотрел, достал одну ягоду из корзины и протянул Марии.

— На, баб, попробуй. Какие-то кислые.

Взяла Мария, попробовала.

— Неет, сладко…

Выхватил Паша миску из шкафа — повернул в неё корзинку — посыпались ягоды ручьём:

— Ешь, бабушка, тогда, если сладко!»

На рисунке Маши Малоховой обычная деревенская изба с домоткаными половиками. Всё нарисовано по-детски, плоско. Стол, стулья, бабушка, внук. Но вот внук, сидя на подоконнике, высыпает к бабушке прямо в пространство комнаты чернику, словно свою радость. И мне становилось радостно от этого, легче и проще жить.     

5. Как бы ты сам описал себя и то, что ты делаешь?

Странно описывать себя. Я знаю, что всё, что происходит с писателем необходимо ему для творчества. Он ко всему должен прислушиваться, приглядываться. То, что он пишет, это не самовыражение – это его жизнь. Уверен, что если перестану писать, сделаю очень большую ошибку.

Ссылка на рассказ Сергея Мурашева «Дом»

 

 

svoyasi: Вы пишете или интересуетесь писательством? Хотите узнавать больше о литературе не в формате, который навевает скуку и воспоминания о школьных сочинениях? Давайте познакомимся и останемся на связи. Подписывайтесь на нескучные литературные новости и на мой проект в социальных сетях: Facebook, Пинтерест, Инстаграм

View Comments (0)

    Related Post