Боярыня Морозова с поднятым вверх двуперстием. Мгновение до касания пальцев в «Сотворении Адама». Поза «Мыслителя» Родена. Закрытые руками уши в «Крике» Мунка.
Цицерон говорил, что жест не есть движение тела, а движение души.
А как писателю работать с жестом?
Из всех родов литературы наиболее преуспела в этом драматургия. У нее и поучимся 🙂
Пьесы пишут для постановки на сцене, а значит думают о выразительности и смысловой наполненности не только слов, но и движений. За жестом обычно все равно стоит слово, пусть даже не произнесенное. Но и за словом нередко видится жест.
Однако, сидя в театре, зритель видит жесты и пластику актера, а в рассказе или романе? В рассказе или романе тоже. Хороший читатель увидит все, что автор покажет ему.
Жест, его характер и длительность могут красноречиво говорить о состоянии героя (взволнован ли он или спокоен, пребывает в восторге или депрессии), о его происхождении (сравните славянскую жестикуляцию с грузинской, итальянской, греческой), темпераменте, настроении, реакции на новость. И, конечно, жест может усилить напряжение в конфликте.
Кроме того, жест связывает персонажей в сцене. И даже бытовой жест может быть очень выразительным (например, втирание крема, упомянутое в этой заметке).
В драматургии считается особым мастерством показать жест в реплике персонажа, не прибегая к ремарке. Это называется скрытой ремаркой. Посмотрите у Пушкина в “Борисе Годунове”, реплики народа на площади:
Да вот верховный дьяк
Выходит нам сказать решенье Думы.…Молчать! молчать! дьяк думный говорит;
Ш-ш — слушайте!
В двух репликах — две скрытые ремарки. Слушая речь персонажей, мы видим указательный жест в первой реплике и палец, приложенный к губам, во второй.
Или баба в толпе, успокаивающая раскричавшегося младенца:
Агу! не плачь, не плачь; вот бука, бука
Тебя возьмет! агу, агу!.. не плачь!
Пушкин не стал описывать само движение: то, как женщина поспешно качает на руках ребенка. Он передал ритм движения через ритм фразы, а само действие через сопутствующие ему восклицания.
И последний пример оттуда же. Сцена в Чудовом монастыре:
Григорий:
Благослови меня,
Честный отец.Пимен:
Благослови господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.
Мы видим, как послушник наклоняется, а старец крестит и благославляет его. И это при том, что Пушкин написал только диалог.
В прозе не только ремарки, но и вообще многословие часто необходимы. Однако если вы чувствуете, что диалоги или реплики ваших героев одноплановы, что словам не хватает веса и плотности — попробуйте вписать в них жест. И читатель скажет, что, читая, будто смотрит кино.
***
Приведете примеры интересных жестов из искусства или жизни?