Не знаю, как вы, а я в музеях всегда застываю над письмами и рукописями. Очень радуюсь, когда могу прочесть все. Публикую подборку черновиков и рукописей писателей.
Рукопись «Приглашения на казнь» Владимира Набокова. По-моему, в том, как устроена эта рукопись, уже есть ключ к роману. «Чтобы разобрать текст целиком и полностью нужно не просто уметь вычитывать, нужно чувствовать писателя» :))
Рукопись «Бесов» Достоевского. Медики разбирают ее с профессиональным интересом и диагностируют, кстати, «гиперграфию, наряду с использованием минимального свободного пространства, навязчивым почерком и проявлениями чрезмерной религиозности (рисунок церкви, трансформация слова “Rachel” в “Raphael”)».
«Август — астры» Марины Цветаевой:
Пушкин, «Полтава». К вопросу о том, как «легко» писал Пушкин. Сразу на чистовик и без испралений, да-да:
«Поэма без героя» Анны Ахматовой:
А вот черновик «Мадам Бовари» Флобера. Эта книга принесла Флоберу известность во всем мире, но сам автор, когда закончил ее, написал в письме другу: «А я, увидев свое произведение напечатанным, окончательно отупел. Оно показалось мне банальнейшим из банальных. Я нахожу в нем одни пороки. В буквальном смысле слова. Это большой просчет, и успех книги должен быть колоссальным, чтобы заглушить голос совести, которая кричит мне: «Неудача!»
Успех книги был колоссальным.
А вот почерк Джона Рональда Руэна Толкина. Ничего не напоминает?
И рукопись Даниила Хармса, чьи письма так полюбили читатели моей рассылки по понедельникам:
*
Сонет Федерико Гарсиа Лорки. Даже не знаю, что здесь написать, разве что признаться в любви 🙂
Несгоревшая рукопись Гоголя:
Стихотворение Гете с прикрепленным листком дерева гинкго билоба.
«…Перечти мои творенья,
Сам я — двойственно един».
Рукопись с автопортретом Иосифа Бродского. Мотив Рождества по-бродски, мне кажется.
Эдгар Алан По. Чистовик.
Джэйн Остин:
Думаю, разобрав этот диалог, можно понять, кто его написал.
(Эрнест Хемингуэй, конечно 🙂 )
Вступительная работа во ВГИК Василия Шукшина. Я видела ее в музее в Сростках, и могу засвидетельствовать, что там внизу, и это не легенда, стоит двойка и написано, что сочинение не соответсвует теме. Все это зачеркнуто другой рукой, поверху стоит «отлично» и объяснение: у автора несомненный кинематографический взгляд — зачислить.
Франц Кафка, но это и так понятно.
Льюис Кэролл
Лев Толстой:
А вот так это выглядело бы в 2014-ом году :))